ur_2222 (ur_2222) wrote,
ur_2222
ur_2222

Categories:

Иранский канал "Россия-Индийский океан" - анализ возможностей

Прочитал. Забавно. Честно говоря, больше похоже не на реальный проект, а на приманку для того, чтобы Россия встала на сторону Ирана... хотя бы в вопросе раздела Каспия: мол, вы соглашаетесь, чтоб нам четверть моря (включая то, на что претендуют Азербайджан и Туркмения) - а мы вам - супер-пупер-магистраль...

Что же до ответов - интересно то, что все комментирующие уперлись в геополитику и "надо - не надо..." - не задумываясь о том, что сей прожект может проходить по разряду бумажных. Тем более - по заявленным ценам. 


Нет, я прекрасно понимаю, что в Иране этот канал, ежели на то будет воля Аллаха и рахбара, могут прорыть вручную и за кормежку. В порядке трудового воспитания инакомыслящих, например.  Но вот стоимость гидротехнических сооружений на нем - таки влетит в копеечку. И очень большую.

Кстати, специалистов по строительству и эксплуатации таковых сооружений - в нужном масштабе и нужного типа - у Ирана попросту нет. Вполне возможно, этим и объясняется то, что гладко было на бумаге... 

Теперь об "оврагах". 

1) Указанные там "фарватеры" - это на бОльшем протяжении русла горных несудоходных рек. Отнюдь не масштабов Волги или Дуная.  То есть на том месте нужно будет проводить дноуглубительные работы масштабов полноценного строительства канала (и крайне желательно - с укреплением откосов), только еще и в более сложных условиях, чем вырыть заново. 

Если не в курсе - даже при создании единой глубоководной системы в Европейской части СССР (Волго-Балт, Беломорканал, Волго-Дон) даже такую исконно судоходную реку, как Волга - пришлось углублять. И для того, чтобы поддерживать на всем протяжении заданную глубину системы - 4 метра - дноуглубительные работы приходится проводить ежегодно и не в одном месте. Даже несмотря на весь комплекс водохранилищ, который сильно прибавил судоходных возможностей нашим рекам.

2) Перепад высот в предполагаемом канале составляет по самым скромным подсчетам больше 300 метров. Причем в одном из мест сейчас стоит плотина высотой 100 м:



- оценили и реку, и рельеф? 

Это, заметим, одно из крупнейших гидротехнических сооружений Ирана, там и ГЭС, там и система оросительных каналов от водохранилища... и в это все надо будет встроить шлюз. По которому на соответствующую высоту будут подниматься морские суда.

В принципе, ничего невозможного. Ну, сложно, ну, смета будет охерительная, ну...

...ну, можно. Хоть шахтный шлюз, хоть многокамерный, хоть каскад шлюзов. Вот только есть одно большое "но": для того, чтобы наполнить шлюз (при проходе в любую сторону) - нужна вода. Много воды. А вот такое, как на картинке, с большими потоками - там отнюдь не круглый год творится. Разница между весенним половодьем и зимней меженью - почти в 10 раз. И при интенсивном судоходстве (а это ж конкурент морских путей, не так ли?) - расход воды будет охеретительный. Из этого самого водохранилища (или другого на той же реке - в самой высокой точке маршрута, потому как насосами шлюз накачать - удовольствие не из дешевых) - расход будет идти в обе стороны, и в Каспий, и в Персидский залив. 

Кстати, небольшое отступление по Каспию.

К тому же надо помнить и об экологии. Ведь Каспий ниже уровня моря и обязательно засорят его не свойственными ему видами водорослей или даже рыб. Тогда осетрам и белугам придёт конец. И традиционная русская чёрная икра перестанет нас радовать даже по большим праздникам.
- из интервью по Вашей ссылке.

То, что Каспий ниже уровня моря - тут совершенно не при делах. Потому как судоходный канал в этих условиях (как и во многих других, включая Панамский  ) - отнюдь не просто "канава", соединяющая два моря, по которой вода свободно течет в любую сторону.  И в одну, и в другую сторону будет течь вода с высшей точки - с хребта-водораздела. Каспий тут не получит от этой самой речки Сефидруд ни на литр больше, чем обычно, и опять-таки пресной воды, а занос всяческой иноморской флоры и фауны с кораблями в него идет еще с открытия Волго-Дона.  

А осетрам и белугам уже практически конец - но по причине не злобных Чужих в рыбьем облике, а как раз того, что "традиционную русскую чёрную икру" много кто по праздникам любит кушать. Выловили - и продолжают вылавливать. Несмотря на то, что в России (и не только) запрет на вылов и продажу (то, что официально есть - так это ж, типа, искусственного разведения, с рыбозаводов... ага-ага, по накладным  ), а в Иране вообще на все осетровые дела госмонополия и за браконьерство - на виселицу. Но... "осетровые войны" морских пограничников в Дагестане подзабыли, когда им ДОС в Каспийске взорвали? Во-во. А есть еще Казахстан с его "гурьевской кашей", да и Азербайджан с Туркменией от своего "традиционного" не отказываются...

В общем, для того, чтобы в Каспий чего-то совсем уж чужое занесли - оно должно как минимум выдержать промывание в пресной воде.  Да и в самом море - схавают, не спрашивая прописки. Если оно вообще выживет, поскольку температурный режим там - отнюдь не Персидского залива, в холодные зимы дрейфующий лед аж до Апшерона доходит, а Махачкалу и Каспийск, было дело, ледоколами очищать приходилось. 

3) - ласт бат нот лист, как говорит наш вероятный противник  - для того, чтобы этот самый путь "из варяг в индусы" действительно составил конкуренцию Суэцу и прочая (хотя с чего бы, например, Франции да Италии гонять суда через Россию - не знаю, да и американцам с британцами через Гибралтар ближе... а скандинавы и поляки - не настолько мощный рынок, чтобы окупить всю эту затею  - но будем считать, что на то будет воля Аллаха  ) - одного только иранского канала маловато будет.

Еще и наша водная система потребуется, как несложно догадаться. Эти самые Волго-Дон и Волго-Балт. 

Каковые имеют во многих местах глубину не более 4 метра. А в некоторых местах ЕГС, открою уж российский секрет - не достигается и она. Несмотря на все еще советские усилия - местами не более 3,7 м, посему суда типа "река-море" там проходят или в полную воду, или в недогрузе. А на выходе в Черное море - и того круче: при ветровом сгоне из Азова в районе Таганрога вообще может 3,2 м быть.

Это при том, что расчетные габариты, в которые "втискиваются" наши суда "река-море" - 138 м длина, 16,8 м ширина (при этом в некоторые шлюзы им приходится вползать, скрипя привальным брусом  ), 3,6 м осадка.

То есть либо все судоходство "из варяг в индусы" должно строго соответствовать этим габаритам - либо России потребуется перестраивать всю свою судоходную систему для-ради успеха (возможного) иранского прожекта. Переделывать 110 шлюзов под "морские" габариты, углублять реки (и делать это ежегодно...) метров этак до 10-12...

Чисто для сравнения: через Панамский канал идут суда размерами до 294,1 х 32,3 х 12 м при высоте от ватерлинии до 57,9 м... кстати, мосты наши тоже "перешивать" под морские суда будем? У нас в Саратове выше 25 м - нэ лизэ... 

В Суэцком канале (с которым якобы будет конкуренция) шлюзов и подавно нет, соответственно - нет ограничений по длине. По глубине -16 м, доводят до 22 метров, по высоте - 68 метров, ширина максимальная - 77,5 метров. А это, замечу, пропуск не только авианосцев, но и супертанкеров из того же Персидского залива...

Ну, шопаделать, не США, злобные и гадкие, не дадут Ирану построить канал, чтобы сидеть на важнейшем (для кого, правда - вопрос...) торговом пути. 

Банальный здравый смысл (который у прожектеров от рахбара, судя по всему, отсутствует... или же надеются, что партнеры "купятся" на базарную разводку - вполне по-восточному  ) и географические особенности. А также реалии морского судоходства, не желающего втискиваться в габариты наших шлюзов и уменьшать осадку до волго-балтийской. 

Отсюда 
Subscribe

promo ur_2222 march 3, 2014 03:00 93
Buy for 50 tokens
Неизвестно, сколько нам тут на Украине осталось жить, так что потянуло на философию, вопросы жизни и смерти... Чуть раньше излагал про "комплекс патернализма", как стимул творить в Сети и вообще добро Отечеству... А сейчас о страшном и кровавом маньячестве. Когда маньяк реализует свои…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments